Неточные совпадения
Накануне введеньева дня наш околоток почти поголовно (очень часто больше пятидесяти человек) был в сборе у всенощной в церкви села Лыкова, где назавтра предстоял престольный
праздник и
церковным старостой состоял владелец села, полковник суворовских времен, Фома Алексеич Гуслицын.
А как минуло мне девять лет, зазорно стало матушке по миру водить меня, застыдилась она и осела на Балахне; кувыркается по улицам из дома в дом, а на
праздниках — по
церковным папертям собирает.
Каких-либо особых обязанностей, обусловленных исключительным составом населения, местные батюшки не несут, и их деятельность так же обычна, как наших сельских священников, то есть заключается только в
церковных службах по
праздникам, требах и школьных занятиях.
Она любила великолепие и пышность в храме Божием; знала наизусть весь
церковный круг, сама певала со своими певчими, стоя у клироса; иногда подолгу не ходила в церковь, даже большие
праздники пропускала, а иногда заставляла служить обедни часто.
По вечерам открылись занятия, собиралось до пяти-шести учеников. Ценою непрошеных кульков, напоминавших о подкупе, Анна Петровна совсем лишилась свободного времени. Ни почитать, ни готовиться к занятиям следующего дня — некогда. К довершению ученики оказались тупы, требовали усиленного труда. Зато доносов на нее не было, и Дрозд, имевший частые сношения с городом, каждый месяц исправно привозил ей из управы жалованье. Сам староста, по окончании
церковной службы, поздравлял ее с
праздником и хвалил.
По
праздникам, от обеда до девяти часов, я уходил гулять, а вечером сидел в трактире на Ямской улице; хозяин трактира, толстый и всегда потный человек, страшно любил пение, это знали певчие почти всех
церковных хоров и собирались у него; он угощал их за песни водкой, пивом, чаем.
Володин же вел себя степенно и крестился, сохраняя на лице глубокомысленное выражение. Он не связывал с
церковными обрядами никакого иного представления, кроме того, что все это установлено, подлежит исполнению и что исполнение всех обрядов ведет к некоторому внутренному удобству: сходил в
праздник в церковь, помолился — и прав, нагрешил, покаялся — и опять прав. Хорошо и удобно, тем удобнее, что вне церкви обо всем
церковном не надо было и думать, а руководиться следовало совсем иными житейскими правилами.
На другой день после этого свидания пришелся как раз
праздник Св. Троицы, выпавший в этом году на день великомученика Тимофея, когда, по народным сказаниям, бывают знамения перед неурожаем. Село Переброд в
церковном отношении считалось приписным, то есть в нем хотя и была своя церковь, но отдельного священника при ней не полагалось, а наезжал изредка, постом и по большим
праздникам, священник села Волчьего.
В храмовые
праздники церковный причет обходит обыкновенно все домы своего селения; не зайти в какую-нибудь избу — значит обидеть хозяина; зайти и не поесть — обидеть хозяйку; а чтоб не обидеть ни того, ни другого, иному
церковному старосте или дьячку придется раз двадцать сряду пообедать.
Петровичем он начал называться с тех пор, как получил отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким
праздникам, сначала по большим, а потом, без разбору, по всем
церковным, где только стоял в календаре крестик.
Бояре, посланные для испытания вер, вовсе не думают о внутреннем их содержании и достоинстве, а обращают внимание только на внешность: болгарская служба им не понравилась, у немцев не нашли они никакой красоты, а от Византии были в восторге, потому что там, по наивному рассказу Нестора, патриарх, услышав об их прибытии, — «повеле создать крилос, по обычаю сотвориша
праздник и кадила возжгоша, пения и лики составиша; и иде с ними в церковь, и поставиша я на пространьне месте, показающе красоту
церковную, пения и службы архиерейски» (Нестор, под годом 6495).
В приходе был
праздник, и деревенскому дворнику, купцу 2-й гильдии Василию Андреичу Брехунову, нельзя было отлучиться: надо было быть в церкви, — он был
церковный староста, — и дома надо было принять и угостить родных и знакомых.
И потому, как только отошел
праздник, он достал из сундука свои 700 рублей, добавил к ним находящихся у него
церковных 2300, так чтобы составилось 3000 рублей, и, старательно перечтя их и уложив, в бумажник, собрался ехать.
В обыкновенные дни, в
праздники и будни, двери на
церковные колокольни бывают заперты, и туда никого не пускают, но на Пасху в течение всей недели двери стоят открытыми, и каждый может войти и звонить сколько хочет — от обедни до самых вечерен.
На Пасхе усопших не поминают. Таков народный обычай, так и
церковный устав положил… В великий
праздник Воскресенья нет речи о смерти, нет помина о тлении. «Смерти празднуем умерщвление!..» — поют и в церквах и в раскольничьих моленных, а на обительских трапезах и по домам благочестивых людей читаются восторженные слова Златоуста и гремят победные клики апостола Павла: «Где ти, смерте жало? где ти, аде победа?..» Нет смерти, нет и мертвых — все живы в воскресшем Христе.
Он во всем причте пользовался авторитетом по
церковному хозяйству и обыкновенно перед
праздниками обметал веником иконостас и собственноручно мыл пол в алтаре и чистил лампады, и под его же надзором усердные бабы пообещанию вымывали полы в остальной церкви; он же и «отстреливал голубей», которые прилетали на колокольню и марали колокола; а его дьячиха — престарелая «Аллилуева жена», пекла «благовещенские просвиры», о которых надо сказать два слова в объяснение.
Кондак —
церковное песнопение, в котором кратко излагается содержание
праздника; икос —
церковное песнопение, содержащее все обстоятельства из жизни какого-нибудь святого.
Любимым препровождением времени Марьи Осиповны было рукоделье, в котором она была чрезвычайной мастерицей, чтение и по
праздникам посещение
церковных служб.
Помните, как он испугал было первосвященника римского, внезапно нагрянув к нему накануне
праздника Рождества Христова; как вся эта проделка, заставившая Рим вооружиться, кончилась тем, что Фридерик целовал руки и ноги у папы, держал у него стремя, читал всенародно Евангелие в одежде
церковного причетника и наконец уехал, осмеянный теми самыми, которые так испугались было его?
Второй сын, Алексей Григорьевич, родился в Лемешах 17 марта 1709 года. Он был сперва пастухом общественных стад, но его привлекательная внешность и приятный голос обратили на него внимание высшего духовенства. Причт села Чемеры, к приходу которого принадлежали Лемеши, взял мальчика под свое попечение. Священнослужители обучили его грамоте и
церковному пению, и по
праздникам молодой Розум пленял своим чудным голосом чемеровских прихожан.
Обычно
церковная служба отправлялась только по
праздникам — теперь он ежедневно совершал раннюю литургию.